Сбалансированная система показателей
Почему на это стоит обратить внимание?

Назначение подобных систем заключается в обеспечении функций сбора, систематизации и анализа информации необходимой для принятия стратегических управленческих решений.

Balanced Scorecard нельзя назвать просто учетной системой, она является составной частью системы управления организации и может являться ее основным ядром.

Википедия говорит так:
BSC - инструмент стратегического управления результативностью, частично стандартизированная форма отчётности, позволяющая менеджерам отслеживать исполнение заданий сотрудниками, а также последствия исполнения или неисполнения.

Другое определение: ССП - это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Система снабжена специальными методами проектирования и автоматизации.
Основные цели:
Усиление стратегии бизнеса, ее формализация, проведении и донесении до каждого сотрудника компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений.
Системы оценки эффективности базируются на годовом бюджете и оперативном плане компании. Система ориентирована на краткосрочный период и тактику фирмы, это точно не стратегия.

Функции ССП:
  • Трансформирует стратегию компании в четыре взаимосвязанные перспективы и делает возможной конкретизацию стратегических целей
  • Представляет собой систематическую методику трансформации видения и стратегии организации в планы действий отдельных сотрудников
  • Является интегрированной концепцией стратегически-сфокусированного управления организацией
Разработка ССП, шаги:
  • четко конкретизировать стратегические цели;
  • увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек – т.е. построить стратегическую карту;
  • определить ключевые показатели и их целевые значения;
  • определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами;
  • разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей.
В своих BSC учитывают, как минимум, четыре перспективы :
  • Финансы;
  • Клиенты;
  • Внутренние бизнес-процессы;
  • Обучение и развитие.

Наиболее распространенные индикаторы:
Финансы:
-выручка
-операционная прибыль
-денежный поток (Cash Flow)
-рентабельность капитала (ROI)
-поступление заказов
-Economic Value Added (EVA)
-рентабельность продаж (ROS)
-рентабельность собственного капитала (ROE)

Рынок / Клиенты:
- индекс удовлетворенности клиентов
-доля рынка
-доля своевременных поставок
-объем продаж новым клиентам
-число постоянных клиентов
-число рекламаций
-время реакции на рекламации
-рентабельность клиентов

Бизнес-процессы:
-качество (доля брака)
-выручка по новым продуктам
-Time-to-Market
-время обработки заказов
-производственная себестоимость
-доля косвенных затрат
-число заказов через Интернет

Персонал:
-индекс удовлетворенности сотрудников
-текучесть кадров
-квалификация сотрудников
-затраты на обучение персонала
-заболеваемость
-рационализаторские предложения
-выручка на 1 сотрудника
-время отсутствия на рабочем месте
-производительность труда

ВЫВОД:
Собранные значения показателей должны быть предоставлены заинтересованным лицам для анализа. Для этого система содержит набор преднастроенных отчетов, которые при необходимости можно изменить или дополнить новыми. Плановые и фактические значения отдельных показателей представлены в отчетах BSC в динамике за несколько периодов.


Автор статьи: Алина Стройная
29 октября 2020